Переходный возраст и его особенности

Создано: 14 сентября 2018 года

Психолог МЦ «Арктика» Шабаева Анися Аббясовна.

Подростковый возраст – это  трудный период, период психологического взросления. Ученые установили, что в последние десятилетия его рамки раздвинулись по той причине, что люди дольше учатся, позже вступают в брак и заводят детей.

У подростков 11-15лет в это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права , подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей, что часто приводит к непониманию в отношениях, возникновению конфликтов.

Конфликты  могут возникнуть еще и  из-за отсутствия у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, из-за низкого уровня конфликтологической компетентности родителей, неумения или нежелания родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение, из-за неумения контролировать эмоции . Порой собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей.

Некоторые родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших.

Конфликты возникают еще тогда, когда ребенок  невольно, подсознательно провоцирует родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания.

В критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными.  У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства, они становятся эмоционально неустойчивыми . Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Трудности в воспитании возникают если у  подростка изначально  в более раннем возрасте была гиперопека или гипоопека .

Гиперопека- это когда родители не дают самостоятельно развиваться своим детям. Они думают за них, решают что и как делать. И при этом все подается как «Это все для твоего же блага». Не отпускают ни на минуту. А если что не по их правилам — хватаются за сердце и упрекают своих детей в черствости. Со временем у детей, воспитанных таким стилем, возникают трудности в общении. Они так и остаются инфантильными .

Еще одна особенность- высокие ожидания родителей. При таком стиле отношений родители предъявляют много требований, претензий к ребенку, записывают во многие секции. И вообще пытаются слишком разносторонне развить ребенка. При этом желания самого ребенка не очень-то учитываются. Английский, музыка, теннис, шахматы, плавание, танцы — это неполный список пожеланий родителей того, что должен уметь ребенок. И это не считая того, что он должен хорошо учиться, во всем помогать родителям по дому (и на даче).Ребенок становится «реализатором» жизненных планов родителей. Успехами ребенка можно хвастаться (родители тешат свое самолюбие, «мол, вот мой какой!»). А каждый промах сопровождается претензиями, типа: «Ну, как всегда! Даже этого сделать не смог. Вот я в твоем возрасте….» (далее следуют воспоминания о «суперменских» способностях обоих родителей). При таком стиле воспитания у подростков формируется тревожность, страхи, а жизненным мотивом становится боязнь неуспеха и избегание неудач.Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Гипоопека  — отсутствие контроля при недостатке душевных отношений. Эти отношения дают ощущение вседозволенности, потому что нет полноценной ответственности за ребенка. Родители думают только о себе (своих делах), и часто в таких семьях ребенок является просто раздражающим фактором. И он чувствует себя лишним и нелюбимым. Такой стиль отношений приводит к тому, что остро нуждающийся в родителях (как в опоре) подросток начинает искать утешение у других людей. Такие дети часто уходят из дома, прогуливают уроки. Они становятся зависимыми от других. Их могут использовать в своих целях не с самыми благими намерениями услышать ласковые слова. Девочки могут начать искать «приключения» на стороне, потому как «там»могут услышать ласковые слова. И часто становятся сексуальными жертвами мужчин (или других старших подростков), поддавшись на «доброе» отношение со стороны последних. Мальчики могут начать утверждаться за счет слабых и проявлять жестокость. Поэтому в воспитании должна  быть «золотая середина.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в вопросах воспитания  не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к социальному  педагогу, психологу.